10.01.2017

Elbphilharmonie - новый «культурный маяк» Германии

Добавить в список

Elbphilharmonie - новый «культурный маяк» Германии

Пока добрая половина наших соотечественников обсуждает не на шутку затянувшееся строительство петербургской Зенит-Арены, в одном из самых благополучных городов Европы завершается другой известный долгострой. 11 января 2017 года, после 13 лет строительства, гамбургский Elbphilharmonie торжественно открывает свои двери для посетителей. На первую половину 2017-го уже запланировано более 300 концертов.

Филармония Elphi несомненно станет новым “культурным маяком” для Гамбурга. Этот многофункциональный комплекс включает в себя два концертных зала: большой на 2 150 мест, и малый на 550 мест, пятизвёздочный отель, несколько ресторанов, жилые и коммерческие помещения, а также подземную парковку на 500 машиномест. 

Здание было спроектировано швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron, фирменными чертами которого являются предельный минимализм и широкое использование экспериментальных материалов. Когда архитекторы Жак Херцог (Jacques Herzog) и Пьер де Мерон (Pierre de Meuron) увидели место, где должен появиться Elbphilharmonie, проект родился за считанные минуты. И на основе огромного кирпичного ангара, многие годы служившего для хранения кофе и табака, воображение мастеров архитектуры тут же нарисовало нечто невероятное – и по форме и по содержанию. Однако, открытие Elbphilharmonie неоднократно переносили по самым разным причинам, сначала с 2010 года на 2013, а затем на 2014 и 2015 года. Казалось, что судьба филармонии уже обречена. Но, после подписания нового соглашения между архитекторами, строителями и мэрией Гамбурга, и десятикратного увеличения бюджета с 77 млн. до 789 млн. евро строительство закипело, а проект стал одним из самых нашумевших немецких долгостроев.

Как и задумывалось, словно огромный корабль, здание Elphi расположилось на мысе посреди русла Эльбы у самой кромки воды – между знаменитым гамбургским районом складов ХафенСити (HafenCity), охраняемым ЮНЕСКО, и действующим грузовым портом. Только представьте, опорой для 26-этажного здания филармонии служат 1 745 свай и 428 стальных пружин, доходящих до дна реки. В то время как самая высокая точка здания располагается на высоте 110 метров, самая низкая находится на глубине около 30 метров под водой.

При всей массивности конструкции, все в этом здании выглядит символично. Основанием «корабля» служит 8-этажный кирпичный склад, построенный где-то в 60х для хранения чая, кофе, табака и какао-бобов в околопортовой зоне, и совершенно потерявший свою актуальность в начале 90х. На контрасте с монументальным основанием появляется лёгкая, современная, экспрессивная, напоминающая огромный арктический ледник, многоэтажная надстройка из стекла. Зеркальная «вибрирующая» поверхность фасада состоит из вогнутых и выпуклых стеклянных панелей, усыпанных полукруглыми «иллюминаторами». Пространство между кирпичным и стеклянным объёмами здания занимает Плаза – открытая смотровая площадка на высоте 37 метров с завораживающими панорамой на гавань и другие достопримечательности города. Этот просторный балкон создаёт удивительный эффект парения стеклянного шатра над каменной основой. Завершает архитектуру Elbphilharmonie фигурная крыша, которая получила название «The Glass Wave» за свою волнообразную форму.

Внутри Elbphilharmonie представляет собой хорошо организованное пространство, состоящее из сети просторных фойе, коридоров и залов. Но и тут проектировщики не обошлись без изысков, например, чтобы попасть на Плазу, посетителям нужно совершить увлекательное двухминутное путешествие на 82-метровом эскалаторе, пересекающем практически все пространство бывшего склада. Помимо эскалатора, соединяющего первый этаж с седьмым и девятым, в здании предусмотрено 29 подъёмников и 11 лестниц. Не считая трёх концертных залов и закулисного пространства, общая площадь здания филармонии составляет 120 000 квадратных метров.

Но, что на самом деле делает Elbphilharmonie одним из десяти лучших культурных объектов мира? Это его большой концертный зал, рассчитанный на 2 150 мест. Его проектное решение достойно отдельного внимания. Ради оптимальной звукоизоляции архитекторы расположили его на высоте 50 метров и при помощи 362 гигантских пружинных креплений сделали практически независимым от остальной части здания. Сцена расположилась в центре зала, а зрительские места вокруг неё на площадках, напоминающих террасы. Зал спроектирован с максимальным комфортом для зрителя – максимальная удалённость от сцены всего 30 метров, что позволяет сохранить прекрасную слышимость и видимость для любого места. К работе над внутренней отделкой зала был привлечён японский акустик Ясухиса Тоёта (Yasuhisa Toyota, NAGATA ACOUSTICS), который разработал так называемую «белую кожу» — более 10 000 акустических панелей, отличающихся по форме, весу и текстуре поверхности, способные сжиматься и расширяться под воздействием звуковых волн для смягчения звука. В общей сложности это «полотно» имеет около 10 000 изгибов и ни одного прямого угла – в результате весь зал работает как резонатор. И это не все, на высоте 25 метров над зрителями звук отражается и распределяется с помощью огромной воронки, имеющей более 10 метров в основании. Также в этом «отражателе» спрятано световое оборудование и проложены необходимые технические коммуникации.

Также в арсенале Elphi есть и небольшой концертный зал, обустроенный по классической схеме. Так называемый малый зал рассчитан на 550 посадочных мест и отлично подходит для более скромных мероприятий – концертов камерной музыки, частных выступлений и т.д.. Для отделки этого зала было использовано около 220 кубов дуба и более 1 000 уникальных рельефных элементов. Зал легко трансформируется: благодаря 24 подъёмным платформам сцена может приобрести практически любую конфигурацию, а нажатие всего лишь одной кнопки преобразует зал в амфитеатр с помощью дополнительных сидений, появляющихся прямо из стен.  «Это здание мы буквально «выточили» вручную, – рассказывает Guardian Жак Херцог (Jacques Herzog). – Это была архаичная, примитивная работа – лепка и резка. Здесь, более чем в других наших проектах, потребовалось использование особых методов проектирования. Это невозможно было сделать на компьютере». 

Действительно, Elbphilharmonie впечатляет! Своим масштабом, своей историей, своими решениями, своим видом. Неудивительно, что филармония еще на этапе строительства стала классикой архитектуры. Основателям Herzog & de Meuron удалось почти невозможное: создать новое, при этом безусловно иконическое и бесспорно социально значимое здание в Гамбурге, а возможно и во всей Германии. Осталось ждать, когда пройдут первые концерты и появятся отзывы самых страстных посетителей.

Ольга Цой
MAINSTAGE.online

Обсудить статью Назад