Помимо анонсов интересных выставок и шоу, рассказах о новинках и отчетов с мероприятий, на страницах MAINSTAGE.online вы сможете прочитать, а в скором будущем и посмотреть, интервью с самыми интересными мастерами российского и зарубежного театрального и шоу-сообщества. Например, на недавнем Театральном форуме, прошедшем в московских Сокольниках в середине сентября, нам удалось договориться о беседе с Андреем Николаевичем Проничевым, заместителем генерального директора Большого театра, заслуженным работником культуры РФ и известным театральным мастером.
MAINSTAGE.online: совсем недавно в рамках выставки Prolight + Sound NAMM прошел театральный форум, как мы знаем Вы были одним из гостей данного мероприятия. Какие впечатления у Вас остались от Форума и выставки в целом?
Андрей Николаевич: в целом, впечатление благоприятное. Выставка проходит ежегодно и, на мой взгляд, каждый год дарит посетителям и участникам новые эмоции и возможности. Так и в этом году, несмотря на то, что народ активизировался только к середине мероприятия, впечатление хорошее.
MS: Насколько важны и ценны подобные мероприятия для развития отечественной театральной и шоу индустрии?
АН: Мне кажется, что такие мероприятия важны и обязательно должны проводиться регулярно, и для развития нашего театрального дела нужно расширять подобную активность. Прежде всего, это отличная площадка для встреч и общения специалистов театральной сферы и шоу-индустрии. Помимо знакомства с новыми продуктами, обсуждения возможностей того или иного оборудования непосредственно с представителями компаний, люди встречаются, обмениваются мнениями, приходят на семинары, слушают выступления коллег, обсуждают важные вопросы. Я считаю, что общение в нашем деле – это очень важная составляющая развития, и это замечательно, что такой форум существует и дает нам эту возможность. Современный специалист не может быть замкнут в своем офисе или театре, лишая себя возможности общаться, он теряет очень многое. А на Форуме и на выставке есть отличная возможность общаться, широко и по разным направлениям, плюс консультироваться со специалистами, и этим обязательно нужно пользоваться.
MS: На театральном форуме Вы и некоторые Ваши коллеги озвучивали следующую точку зрения: современный театр - это не столько новейшие устройства и технологии, сколько грамотные специалисты, умеющие с ними работать. Расскажите, пожалуйста, а каков должен быть путь такого специалиста от школьной скамьи до вершины профессии? Где сегодня в России можно получить соответствующие знания и образование? Как интересующемуся молодому человеку попасть в такой интересный и загадочный театральный мир?
АН: На самом деле, попадание в профессию очень разнообразно. У разных специалистов свой путь. Очень многие попадают в театр случайно. Устроился работать и остался на всю жизнь. Как говорил Булгаков: «в театр не устраиваются работать, туда попадают, как под трамвай».
В моем опыте были случае, когда мы привлекали профессиональных инженеров из других сфер, а они оставались. Бывало, когда отставные военные, выйдя на пенсию в 45 лет, приходили в театр и прекрасно там ассимилировались, имея за плечами хорошую техническую подготовку и организаторские способности.
Чаще люди сначала попадают в театр, а уже потом начинают совершенствоваться в своей работе и стремятся получить образование в этой сфере, нежели наоборот. Но, конечно, существует и система подготовки специалистов. Она, к сожалению, не так велика, как бы хотелось, но она существует, расширяется и выполняет свою функцию.
Например, в Москве есть прекрасный Театрально-художественный технический колледж, дает среднее техническое образование и готовит целый ряд специалистов театральных профессий. Это и звукорежиссеры, и механики-машинисты сцены, и осветители, и декораторы, и многие другие. Также существует высшая школа. Например, Школа-студия МХАТ, Факультет сценографии и театральной технологии в театральной академии в Санкт-Петербурге. Кроме того, в Высшей школе сценических искусств недавно открылся и работает в факультет театральной техники и технологий, который мне удалось возглавить. Во всех этих вузах можно получить высшее образование, здесь готовят художников-технологов сцены и художников по свету. Есть возможность получить образование заочно, очень много ребят приходит уже со средней специальной подготовкой: из Театрально-художественного технического колледжа, из художественных училищ, мы стараемся дать им возможность овладеть профессией на более высоком уроне.
MS: А как часто российские театры прибегают к помощи иностранных специалистов? Или больше развита практика организации стажировок для наших специалистов на зарубежных площадках?
АН: Я бы не сказал, что у нас широко развита практика иностранных стажировок, но в моей биографии и в биографии некоторых моих коллег такие стажировки присутствуют. В моей жизни сложилось так, что эти стажировки были непосредственной частью моей работы. Я много лет проработал в Мариинском театре, приходилось очень много ездить на гастроли, бывать в самых разных зарубежных театрах и параллельно изучать их опыт и работать в их условиях. Можно сказать, что это было моей многолетней многопрофильной стажировкой. Это был очень интересный опыт, на мой взгляд, эта практика принесла мне очень многое в моем собственном развитии, и я надеюсь, что моим коллегам тоже.
Также хочу отметить, что, в общем и целом уровень наших ведущих театральных специалистов ничем не уступает на фоне международной практики. Здесь скорее можно говорить об обмене опытом, чем о поездках за наукой. Все передовые отечественные театры работают на качественном международном уровне и, как правило, для решения каких-то проблем текущей жизни в привлечении иностранных специалистов необходимости нет. Да, конечно, приезжают режиссеры, художники по свету, художники по видео и другие специалисты, но технически и технологически мы говорим с ними на одном языке, и никаких проблем с коммуникацией нет.
MS: Вообще, на Ваш взгляд, как настоящего мастера театрального мира, насколько сильны российские театры по сравнению с зарубежными в плане оснащения, современности, людей?
АН: Современные российские театры также не уступают по оснащению и технологиям ведущим западным театрам. Но нужно отметить, что этого уровня удалось достичь за последние два десятилетия. При советской власти была совершенно иная картина, театр был замкнут, он отставал, новые технологии практически не внедрялись. Конечно, я говорю не о творческой составляющей, а именно о техническом и технологическом состоянии театра того времени. Безусловно, и тогда умели делать чудесные, замечательные спектакли, знаете, трудная жизнь тоже дает определенный толчок для собственного развития, и приходилось прибегать к какой-то смекалке для выполнения определенных задач, но, в целом определенное отставание чувствовалось. В России было мало театров с хорошим оснащением, и это было очень заметно.
В последние два десятилетия произошел существенный скачок. Прокатилась волна реконструкций и произошла мощная реновация многих российских театров, появились новые, современные театральные здания. И на сегодняшний день крупнейшие российские театры по техническому и технологическому оснащению ничем не уступают ведущим западным площадкам, ни европейским, ни, тем более, английским и американским.
Почему я выделил американский и английский театр? Потому что они всегда шли своим путем и даже сегодня в них сохраняется своя идеология и причин этому много. Американские и английские площадки (за исключением некоторых, таких как MET или Covent Garden) строятся с минимальным техническим оснащением, там до сих пор применяется очень много ручной механики, c минимальным применением двигателей.
Россия же больше следует европейским традициям. А в Европе законодателем моды в области театральных технологий принято считать Германию, где сосредоточены все ведущие театрально-технологические компании. Все наши новые или реконструированные театры оснащаются самым современным оборудованием, с каждым годом появляется все больше и больше, и они успешно работают, так что нам действительно есть, чем гордится.
MS: Сегодня многие театры открывают новые сцены, строят новые площадки, причем, как всем известно, это не обходит стороной даже старинные, крупнейшие театры страны. С чем это связано на Ваш взгляд? Старые сцены не в состоянии справится с задачами современного театра?
АН: Это естественный процесс. И оборудование, и технические возможности театра со временем устаревают. В принципе, цикл жизни театра между реконструкциями может складываться по-разному, но раз в 30-40 лет какую-то реконструкцию необходимо проводить в каждом театре. Ведь мир и техника не стоит на месте. И, чтобы иметь возможность проводить спектакли на высоком качественном уровне, появляются соответствующие требования. Поэтому реконструкция театра - это вполне естественный процесс, который не прерывается еще с царских времен. И в советское время театры реконструировались. Например, в 30е годы 20 века была проведена реконструкция Большого театра. И это была последняя большая реконструкция до грандиозной работы, которая проводилась уже в этом столетии и которая завершилась в 2011 году. Историческая сцена Мариинского театра также реконструировалась в 68-70хх годах прошлого века, и там было установлено современное на тот момент оборудование. Так что реконструкция – это полезный и важный момент в жизни театра, и зависит он от многих факторов, прежде всего, конечно, от финансовых и от качества работы театра. В общем-то, историческая сцена Мариинского театра давно требует реконструкции, просто ждет своего момента.
MS: На том же Театральном форуме Ваши коллеги презентовали современную систему 3d-моделирования, которая была разработана для Большого театра. Расскажите о Вашем впечатлении от этой системы? Какова ее практическая и художественная ценность конкретно для Вашего театра? Существуют ли аналоги этой системы в мире и в России. Известны ли Вам театры, пользующиеся подобной системой в своей работе?
АН: Конечно, сейчас многие пользуются чем-то подобным. Но нам удалось создать не просто систему 3d-моделирования, а аппаратно-программный комплекс для моделирования спектаклей, для работы режиссеров и художников в процессе подготовки спектакля, для отработки всех компонентов спектакля, для проверки всех технических и художественных решений. Мне кажется, что так как эта система, в отличие от многих своих предшественников, создавалась в контакте и при непосредственном участии специалистов Большого театра, получился очень интересный продукт. Для нас эта система оказалась чрезвычайно важной. Уже два спектакля идет активнейшая работа по использованию этой системы режиссером и художниками. Многочасовая работа за компьютером позволила художнику спектакля выверить все технические моменты при подготовке постановки «Осуждение Фауста» , то же самое происходит и сейчас – для спектакля «Манон Леско». И я думаю, что эта система подготовки войдет в широкое обращение и будет применяться многими и художниками. Да, конечно, это нужно не для всех спектаклей, но для сложных спектаклей, где важными компонентами являются декорации, театральная техника и взаимодействие этого всего с артистами, для проверки решений массовых сцен, перестановок декораций, этот комплекс дает очень большие плюсы. Многие ошибки можно устранить еще на стадии обсуждения, у компьютера. Можно взглянуть на сцену с разных ракурсов, с любого зрительского места, увидеть, насколько хорошо взаимодействуют техника и предполагаемые актеры. Это дает режиссеру очень большие возможности.
Что касается аналогов, они, конечно, существуют, но есть мнение, что наша система продвинулась много дальше тех аналогов, которые нам известны. Потому что мы завязали ее на конкретный театр и на конкретную сцену. Садясь за компьютер, вы действительно попадаете в Большой театр и видите перед собой его полноценную модель, которая позволяет, выстраивать и проигрывать свой спектакль, проверяя себя как режиссера, как технолога, как художника. Большинство ошибок можно устранить еще до того, как спектакль ушел в производство, а это экономия средств. Больше того, многие моменты можно проиграть в компьютере, не занимая сценическое пространство, а это тоже колоссальная экономия. Потому что вместо лишней репетиции, можно дать оперу или балет, которые принесут в кассу театра существенный доход.
MS: Какие еще современные технологии есть в Большом театре, с которыми театр получил принципиально новые возможности в работе над спектаклями?
АН: Об этом можно говорить вечно и не только на примере Большого театра. Не стоит думать, что только Большой театр в России впереди планеты всей, а остальные плетутся где-то сзади. Нет, сегодня многие театры активно применяют современные технологии. Это и видео, причем в очень разном качестве: видеоэффекты, маппинг, световые эффекты на базе видео, это и современные материалы: ткани, пластики, и многое другое. Таких возможностей много и не только у нашего театра. А вот то главное, что получил именно Большой театр, и что позволило нам выстроить систему проведения спектаклей на высоком современном уровне - это хорошо реконструированное здание, с хорошим пространством, хорошим механическим оборудованием и хорошими техническими возможностями.
MS: А какие мировые площадки, на которых Вам удалось побывать, поразили Вас своим современным техническим оснащением? Или, может быть, чем-то другим?
АН: Мне много где удалось побывать и поработать. И, конечно, в разные периоды те или иные площадки поражали какими-то своими интересными решениями. Например, в конце 80 годов я впервые попал в Метрополитен-опера, и он меня поразил своими масштабами, качеством работы и великолепным персоналом. Впервые удалось увидеть современный грандиозный оперный театр и это не могло не поразить. Поражали многие немецкие театры, которые всегда были очень хорошо оснащены.
Одним из очень интересных моментов в истории театральной архитектуры стала реконструкция Английской королевской оперы Covent Garden. Когда мы туда попали, у меня сразу сложилось впечатление, что это новый шаг в театральной архитектуре. Они ушли от классической схемы, которая много лет превалировала в театре, и выстроили совершенно иное, очень интересное техническое решение театра из большого количества набора сцен. Так как это было абсолютное ноу-хау, это решение просто поражало своей оригинальностью и в то же время простотой. Впоследствии эта система распространилась, по аналогичному принципу был построен оперный театр в Копенгагене, Миллениум-центр в Уэльсе. И я могу сказать, что эта идея была во многом использована мной и моими коллегами при создании технологического проекта новой сцены Мариинского театра. Тут, конечно, все было немного переосмыслено под нужды Мариинки, но технологической основой для нее послужил именно театр Covent Garden.
К слову, в Covent Garden еще поразило и то, как им удалось провести реконструкцию в реальных условиях исторической застройки центра. Это получилось настолько удачно, что нельзя не восхититься. Естественно каждый театр реконструируется исходя из тех условий, которые есть вокруг. Например, английская королевская опера развивалась в стороны, а Мадридский королевский театр ушел под землю, потому что он стоит посреди площади и в стороны развиваться некуда. Такая же проблема стояла при реконструкции Большого театра. И, на мой взгляд, коллеги, которые планировали и проектировали эту реконструкцию довольно корректно решили эту проблему, используя и глубину под театром, и свободное пространство в исторической застройке, немного расширив театр, в основном, назад. Это дало ему возможность вздохнуть иначе и обрести новые возможности после реконструкции.
MS: Как Вы считаете, в ближайшее время отечественные и мировые театры ждут какие-то кардинальные перемены или все, что могло случиться, уже случилось?
АН: Конечно, нас ждут перемены. Прогресс невозможно остановить. Появляются новые материалы, новые технологии, новые возможности, новое оборудование. Если говорить о техническом развитии, достаточно привести один пример: в театре существовали ручные штанкеты, потом появились штанкеты с электродвигателями, это и облегчило работу и добавило сложности. Нужно было создать систему, чтобы на этих штанкетах плавно регулировались скорости. Тогда придумали применять двигатели постоянного тока. И вдруг появились частотные преобразователи, которые кардинально решили проблему, и в театре появилась возможность для работы механики совершенно на другом качественном уровне. Так что, если компьютерные технологии не остановятся, значит, и театральные не встанут. Другой вопрос, что в разных направлениях театра технологии меняются с разной скоростью. Например, в области света, звука и видео перемены очень стремительные, а вот механика более консервативна, потому что такое оборудование чаще стационарно и призвано служить долгие годы.
MS: Каким Вы видите театр будущего?
АН: Я бы хотел видеть театр будущего, в который, в первую очередь, ходят зрители, и им это интересно. Чтобы мы, люди, которые представляют театрально-технологические профессии и занимаются созданием визуальной части спектакля, могли их удивлять и восхищать. Это главное, что должно было быть в театре прошлого, должно быть в театре настоящего и должно продолжаться в театре будущего.
Ольга Цой
MAINSTAGE.online