03.11.2016

Беседа с мастером: Александр Ильич Зинченко

Добавить в список

Не прошло и месяца, как на исторической сцене Большого театра отгремела долгожданная премьера оперы «Манон Леско», буквально взорвавшая культурную жизнь столицы. Блистательные Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов, магнетическая музыка Пуччини, смелые декорации - публика сходила с ума. Между тем в постановке есть героиня, которая за все время пребывания на сцене во втором акте ни разу не открыла рта. Не заметить этого было сложно, ведь росту в героине - шесть метров, весу - под две тонны. Причина же ее молчания объясняется просто. Это - кукла, изготовленная в Петербурге специально для спектакля. MAINSTAGE.online встретился с создателем пластикового чуда Александром Зинченко.

Александр Ильич Зинченко

Офис ООО «Отех» (сокращенно от «Обуховские технологии») расположился в бывшем корпусе Обуховского завода, одного из старейших предприятий российской оборонной промышленности. Небольшие смежные комнаты, кипы чертежей, бедный питерский свет едва пробивается сквозь жалюзи. У окна в кабинете Александра Ильича и вовсе неожиданность: два кульмана.

- Я привык работать по старинке, - смеется он. - Так оно и нагляднее, и психологически проще.

«Анна Каренина», «Царская невеста», «Братья Карамазовы», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» - лишь малая часть длинного перечня спектаклей, для которых Александр Ильич и его команда проектировали декорации и технические решения. Всего их около ста. В послужном списке лучшие театры страны: Большой, Мариинский, Александринский, МХТ имени А. П. Чехова, театр Эйфмана... Всех Александр Ильич не помнит, зато помнит проекты. Манон Леско, по его словам, один из самых необычных - за 15 лет работы мастерить исполинскую куклу еще не доводилось.

На все про все ушло около четырех месяцев. Драматургия действий двойника-гиганта героини Манон Леско строго просчитана: на объятия любовников она стыдливо прикрывает глаза, а когда их хватает полиция, хаотично двигает руками. За все эти движения отвечают приводы, спрятанные в пластиковом теле, которое, кстати, разбирается - иначе красавица не смогла бы добраться до Москвы из культурной столицы. А вот сам мастер на премьеру не поехал. Хотя техническое сопровождение обязательно - за сценой дежурили его специалисты по механике и электронике. Но обошлось без сюрпризов, малышка вела себя безукоризненно. Александру Ильичу звонили, благодарили. Приятно, хотя работой он и сам остался доволен.

Специализация «Отеха» - силовые или движущиеся конструкции. Если требуются сложная механика или системы управления - вам сюда. Например, «Осуждение Фауста» в Большом - по признанию заведующего художественно-постановочной части Игоря Суворова, технически одна из самых сложных опер, когда-либо поставленных в театре. 16 тонн конструкций с механизмами обслуживали около ста человек персонала. В прочтении легендарного европейского режиссера Петера Штайна ад становится не метафорическим, а вполне реальным - сцена разверзается веером причудливых лепестков, Мефистофель увлекает Фауста в преисподнюю. Это - дело рук Александра Ильича со товарищи.

Или вот сцена в «Летучем голландце», где по мановению дирижерской палочки на сцене распахиваются сорок разноуровневых окон, из которых зрителю в глаза ударяет пронзительный свет. Не говоря, конечно, о самом корабле - его проект тоже вышел из стен мастерской на Обуховском. Здесь же в 1974 году Александр Ильич начал работать токарем. Потом окончил ВоенМех по специальности «машиностроение», вернулся на родной завод мастером, а затем стал начальником цеха - запускал нестандартизированное оборудование. Скажи кто-нибудь тогда, что примерно тридцать лет спустя ему предстоит запускать вторую сцену Мариинского театра - не поверил бы. Кстати, сделанная для этого гала-концерта модель исторического зала Мариинки до сих пор не дает Александру Зинченко покоя.- Я бы её с радостью забрал, - улыбается он. - Там же такая красота! Можно было бы детский театр устроить.

Шутки шутками, а тот проект стал одним из самых тяжелых, если мерить по грузу ответственности. Но Александру Ильичу не привыкать. Ведь помимо театральных декораций он также проектирует сложнейшие механизмы для добывающей промышленности. Сам называет их «монстрами». Один из таких на берегу Охотского моря перегружает золотоносную руду на 40-метровые баржи. Так что кукла - это, считай, детская забава.

Сейчас в «Отехе» работают над изготовлением декораций для «Идиота» - оперы Мечислава Вайнберга по роману Достоевского, к премьере которой готовятся в Большом театре. Предстоит решить сложную техническую задачу, но об этом мы сможем рассказать после премьеры.

Свои заказы директор «Отеха» ласково называет «задачками». Уверяет, что ему интересно решать любые. Главное, говорит, соблюдать законы физики. Больше - никаких ограничений. При этом каждый проект индивидуален, стандартных подходов быть не может. И кто сказал, что в механике нет простора для творчества?


Анастасия Ложко
MAINSTAGE.online

Обсудить статью Назад