15.11.2016

3D визуализация спектакля - технологии театра будущего

Добавить в список

Процесс выпуска спектакля, пожалуй, самый завораживающий и притягательный во всём театральном деле! Наблюдать и принимать участие в необыкновенном действе, когда из рукотворного макета, сделанного из часто подручных материалов рождается спектакль с необычайной красоты декорациями и великолепной сценографией - это великое счастье!

Но, конечно, путь к счастью сложен и тернист. Спектакль рождается в трудностях, преодоление которых зачастую отнимает много сил, нервов и времени. Как же облегчить это преодоление? Как сократить трудозатраты и сэкономить так нужные сейчас театру средства? Мы попытались ответить на эти вопросы и задействовать современные технологии на благо создания театрального спектакля!

В настоящий момент в техническом департаменте Большого театра идет развитие процесса визуализации спектаклей. Это долгосрочный проект и его создание и внедрение в жизнь театра заняло у нас 6 лет.

Мы долго искали программное обеспечение, которое бы полностью удовлетворяло нашим потребностям. И в результате мы поняли, что выход один – нужно доработать имеющееся на рынке услуг ПО под запросы нашего театра. Компании «СИМ» и «LIGHTCONVERSE» пошли нам навстречу и в результате совместных усилий и под грамотным руководством заместителя генерального директора Большого театра России, заслуженного деятеля искусств Андрея Николаевича Проничева, мы получили Аппаратно - программный комплекс для системы визуализации спектаклей Большого театра (АПКВ).

На этапе разработки проекта основными целями для нас были:

1. Предварительный просмотр результата будущей постановки в 3D пространстве сцены на предмет совместной работы света, механики сцены, видео. Наглядный результат для обсуждения творческих замыслов художника.

2. Визуальный способ обнаружения и устранения технологических ошибок на ранней стадии.

3. Преимущество во времени, так как партитуры можно записать в пульт управления задолго до начала репетиций.

4. Предпрограммирование - репетиция переходов между картинами по музыке.

5. Маркетинговый инструмент демонстрации технологических возможностей театра.

6. Тренажер для подготовки персонала. Операторы пультов по свету, видео и механики сцены могут повышать квалификацию без риска и со значительной экономией энергоресурсов.

7. Инструмент для облегчения переноса технологии спектакля на другую сцену или подготовки гастрольного тура.

8. Графическое решение задач по оптимальному расположению видеопроекторов, светового и звукового оборудования.

9. Выбор оптимального расположения для ТВ камер, ракурса съемки.

10. Решение задач по направке, перенаправке света.

Этот набор функций программы был для нас ориентировочным. В дальнейшем мы лишь совершенствовали функционал ПО.

Теперь мы имеем уникальную возможность проверить все свои сомнения и идеи сначала в 3D пространстве сцены. После приемки рукотворного макета спектакля все чертежи (если они имеются в наличии) передаются сотрудникам отдела визуализации и начинается процесс 3D моделирования. Надо отметить, что 3D моделирование декораций является одним из самых трудоемких процессов в визуализации спектакля. Здесь нужно учесть все пожелания сценографа и художника, процент «попадания» в видение постановочной группы на данном этапе очень важен.

После окончания моделирования оформления начинается самое интересное – расстановка декораций и персонажей по картинам. Режиссер и художник при помощи оператора визуализации создают спектакль в виртуальном пространстве сцены, в то время как идет процесс изготовления и закупки материального оформления спектакля, тем самым, экономя драгоценное сценическое время.

Работа по оттачиванию той или иной мизансцены или спецэффекта может продолжаться вплоть до генеральной репетиции спектакля. В целях экономии времени, данные, полученные во время виртуальной репетиции, заносятся в пульт управления.

Несмотря на новизну, система визуализации спектаклей уже успела поучаствовать в нескольких сложных проектах, таких как спектакли «Манон Леско» и «Осуждение Фауста». Полученные результаты удивили своей эффективностью, поэтому стоит рассказать о них подробнее.


При создании «Осуждения Фауста» перед постановочной группой возникло сразу несколько сложных задач. «Фауст» изначально был задуман как технически очень сложный проект, использующий самые передовые технологии. В первую очередь, речь идет о видеопроекции. В спектакле в огромных количествах применяется видеопроекция (причем не только на фоне, но и на переднем плане), требующая точной направки проекторов и синхронизации по времени. Кроме того, используется также и 3D-маппинг, что еще больше ужесточает требования к проекции. Объем материального оформления в спектакле очень велик и сам видеоконтент имеет большую протяженность, поэтому без точно выверенных перемещений декораций 3D-проекция просто перекрывалась бы ими. 

Вся эта огромная работа была выполнена при помощи аппаратно-программного комплекса визуализации спектаклей. По конструкторским чертежам специалистами отдела визуализации были выполнены точные 3D-модели декораций. Текстуры для них были взяты из макета спектакля, поэтому внешний вид декораций на сцене получился точно таким, как и было задумано художником. Расставив эти декорации внутри 3D-модели сцены (которая, разумеется, тоже выполнена по чертежам) мы получили физически точную модель будущего спектакля. После этого настала очередь проекции. Комплекс визуализации имеет специальные средства для точной работы с проекцией, точно учитывающие параметры конкретного проектора (параметры объектива, мощность и т.п.). При помощи этих средств мы смогли расставить проекторы в пространстве зала и точно просчитать движения всех декораций еще до начала их производства. 


Уникальные возможности комплекса визуализации позволили также точно синхронизировать движения декораций с музыкой. Перед постановочной группой возникла сложная задача: лошади, несущие Мефистофеля и Фауста должны совершить полет над всем пространством сцены и опуститься в провал точно в финал арии. Здесь нам особенно пригодилась возможность гибко изменять конфигурацию. Подключив к комплексу визуализации специальное устройство, позволяющее работать с тайм-кодом, мы расставили ключевые точки в музыке, которые послужили затем ключевыми точками для анимации движения лошадей. Художник-постановщик «Осуждения Фауста» Фердинанд Вогебауэр высоко оценил результаты работы. 


Таким образом, за двадцать с небольшим часов работы с постановочной группой перед экраном, мы смогли сэкономить десятки часов реального постановочного времени на сцене. 


"Первый опыт был положительным.
С учетом особенностей спектакля «Осуждение Фауста» было полезно, что система позволяет визуализировать разнообразные движения в рамках отдельных сцен и перемены между сценами. Она наглядно показывает каждый компонент процесса.
Если весь порядок проведения проработан, то у нас есть предварительный план организации процесса в реальности и планирования необходимых для этого временных затрат и людей.
Для таких спектаклей, как «Фауст», это хорошая возможность заранее структурировать процесс на всех уровнях, потому что вовлеченные в этот процесс люди благодаря визуализации имеют возможность ознакомиться со спектаклем заранее, а не на последних репетициях, как это происходит обычно.
Спасибо за совместную работу над проектом, вместе мы получили новый, большой опыт!" 

Фердинанд Вогебауэр

Следующим большим испытанием для проекта стал спектакль «Манон Леско», премьера которого состоялась в октябре. Этот спектакль получился очень большим как по объему декораций, так и по разнообразию сценических элементов. Некоторые декорации превышали в высоту шесть метров (например, знаменитая кукла) или занимали почти все пространство авансцены (декорация «Город»). Разумеется, при таком изобилии декораций важно было просчитать их движения заранее, чтобы выяснить, поместятся ли они на сцене, не будут ли мешать друг другу.  


Учитывая большой объем работ, мы начали сразу с макета, не дожидаясь чертежей. Мы взяли настоящую фарфоровую куклу и создали ее 3D-модель, учитывая все пожелания художника-технолога. Сразу выяснилось, что ноги куклы слишком велики и выпирают за пределы авансцены, так что нам пришлось согнуть их и пропорционально уменьшить. Модель куклы была одета в точном соответствии с макетом (включая брошки, вуаль и т. п.) и точно повторяла движения реальной.


Декорация «Город» состоит из маленьких домиков, закрепленных на наклонной поверхности. Чтобы быстро получить их точные размеры, мы открепляли каждый такой домик с макета и сканировали каждый из них, после чего домик возвращался на место. По сюжету из-за этих домов должны появляться артисты хора и было важно проверить, достаточно ли для них пространства и не будет ли их видно раньше времени. Готовая декорация, установленная внутри пространства 3D модели сцены послужила нам отличным средством для этой проверки.


При помощи комплекса визуализации были отработаны и многие другие составляющие спектакля, например, видеопроекция титров. Помимо этого, в «Манон Леско» было задействовано огромное разнообразие костюмов .  70 различных персонажей в соответствующих костюмах было создано нами в виде 3D моделей. Расставив эти модели в соответствующих местах, мы получили наглядное руководство для артистов, точно показывающее положение каждого артиста во время конкретного действия. 


Результат работы высоко оценен постановочной группой в лице режиссера  Адольфа  Шапиро и художника Марии Трегубовой.

"В процессе подготовки и выпуска оперы "Манон Леско" нам очень помогла работа с визуализацией, проведенная с помощью 3-d отдела Большого театра. Это уникальная опция, позволяющая заранее проверить сложные моменты , предугадать и избежать возможные накладки. Благодаря возможностям новых технологий мы смогли максимально подробно подготовиться к репетициям на сцене, буквально "проиграть" спектакль под музыку с меняющимися декорациями, светом ,костюмами, посмотреть на сцену с разных точек, проверить углы зрения и тд. В условиях ограниченного репетиционного времени на сцене с полным объемом визуального оформления, я считаю, что такая работа приносит огромную пользу. Кроме того, я очень благодарна Галине Журовой и ее сотрудникам за готовность помочь в любой момент и всегда доброжелательную атмосферу."

Мария Трегубова 

Безусловно, система визуализации спектаклей может быть полезна в любом театре и при создании любого спектакля, но особенно много пользы можно извлечь из визуализации при создании технически сложного спектакля с большим количеством декораций, спецэффектов и видеопроекции.

Подойти к этому процессу нужно осознанно, заранее поняв для себя разницу между работой постановочной группы с бумажными планировками и с АПКВ.

Прежде чем приступать к созданию технического задания на проект визуализации необходимо четко определить задачи визуализации (в нашем театре, мы изначально предполагали создание точных 3D моделей декораций по чертежам художников- технологов для производства декораций, но потом поняли, что гораздо более продуктивным будет проверка функционала коллизий при перемещении декораций на сцене). То есть, необходимо определить цели и назначение визуализации.

Следующим важным моментом является создание точной 3D модели сцены с максимальной детализацией всех размеров сцены и всего оборудования и механизации сцены.

Необходимо также обозначить участие светотехнического комплекса сцены в процессе визуализации (либо свет будет писаться на отдельном сервере, и потом "сводиться" с декорациями на главном сервере, либо процесс будет идти параллельно, по заранее спланированному графику). 

Нужно произвести селекцию отделов участвующих в визуализации и назначить ответственных за передачу информации в группу по визуализации, а также определить сроки передачи информации (на начальном этапе - примерно).

На первом этапе внедрения в театральный процесс работа с визуализацией может вызвать массу негативных эмоций от коллег по цеху. Здесь очень важна поддержка руководства, которое понимает что новая опция в устоявшийся процесс вольется не сразу и не совсем гармонично. Действительно, люди привыкли делать так, как они привыкли. Как уже не раз делали и проверяли...теряя время и деньги, но привыкнув работать именно так.

Многие художники-технологи будут доказывать что моделирование и проверка коллизий в привычном 3Ds Max куда более продуктивна и наглядна, но это не так. Основным отличием АПКВ от простого 3D моделирования объектов является возможность виртуального прогона всего спектакля в реальном времени. Что в 3Ds Max сделать невозможно. В этом и сосредоточена вся философия процесса визуализации спектакля в Большом театре.

С помощью работ по визуализации спектакля, мы можем получить один из главных для технической части театра документ - проведение спектакля. И мы можем получить его уже к моменту выхода артистов на сценические репетиции, тем самым значительно сократив драгоценное сценическое время.

Вся уникальность АПКВ заключается в том, что этот инструмент может быть использован на любом этапе подготовки спектакля и для различных целей, начиная с создания виртуального макета спектакля и заканчивая выверкой тайминга мизансцен.

Метод визуализации спектаклей – это будущее высоких театральных технологий с помощью которых спектакль создается на более усовершенствованном оборудовании и с наименьшими материальными и человеческими затратами.

Галина Журова
Начальник отдела подготовки спектаклей и технической документации
Большой театр России


Обсудить статью Назад